#57
Лекарство от воровства на работе
Воровство на работе не современная болезнь, но бороться с ней стоит по-новому. Для лечения этого «корпоративного недуга» стоит комбинировать старый-добрый контроль с современными методами: геймификацией и даже премиями за воздержание от воровства. А еще лучше — усиливать доверие персонала к руководству. О том, чем поможет доверие и как борются с кражами российские ритейлеры — в нашей статье.
В каких компаниях воруют?
По данным агентств The Smart Cube и Checkpoint Systems в 2015 году 47% недостач в российском ритейле приходится на кражи сотрудников. Это почти вдвое больше, чем кражи в аналогичных европейских компаниях. А в денежном выражении цифра и вовсе пугающая — российские сотрудники лишают ритейлеров $6,17 млрд. в год.

Самыми «лакомыми» товарами для краж аналитики указали электроинструменты, гаджеты и аксессуары, спиртные напитки. При этом на воровство покупателей приходится лишь треть убытков — 34 %. И в этом российский ритейл уникален: в остальном мире больший ущерб магазинам причиняют все же покупатели.

Особенно из-за краж сотрудников страдает продовольственный ритейл. Потери «Дикси», четвертого по обороту ритейлера РФ, в 2015 г. достигли 3,9% от всей выручки. В «Магните» на порчу, недостачи и списания пришлось 2% оборота.

Как компании борются с воровством?
Контроль
По данным исследований, воровство процветает там, где для него создана благодатная почва. Речь даже не об охранных системах, а о неотлаженных бизнес-процессах. Когда сотрудники понимают свою роль, а их зона ответственности четко обрисована — хищения заметно сокращаются.

В компании «М. Видео» продавцов контролируют с помощью системы внутреннего треккинга. По периметру торговых залов расставлены датчики, а у продавца в бейджик вмонтрирован чип. По датчикам видно, сколько времени проводит сотрудник к каждой точке торгового зала, успевает ли сделать продажу.

При этом система отслеживает возможные хищения в торговом зале и показывает продуктивность продавца. Так менеджеры видят, кого из сотрудников обучать, где поставить дополнительный персонал, а кто из персонала не чист на руку.

С введением новой системы слежения за сотрудниками, которая делает их работу прозрачной и фиксирует продуктивность, потери от краж сотрудников в «М.Видео» снизились. По данным The Smart Cube и Checkpoint Systems кражи в сети составляют менее 1% от товарооборота в год.
Этика
В западном ритейле работают кодексы, предписывающие сотрудникам докладывать о всех обнаруженных недостачах и возможных хищениях. В американских компаниях, начиная от крупных сетей типа Walmart, заканчивая крупными юридическими консалтинговыми, сотрудник всегда нажалуется на коллегу. И будет прав. И даже поощрен.

В российских компаниях, обожающих перенимать все западные новинки без разбора, этические кодексы написали многие компании. Но сотрудники подписывают эти приложения к трудовому договору не гладя. И даже 21 статья ТК РФ о том, что сотрудник «должен немедленно сообщить» об угрозе «сохранности имущества работодателя» — не работает. Законы российский персонал не интересуют.

А кроме того, у нас «стучать» не принято. Сотрудники боятся неодобрения коллег и косых взглядов. Руководитель может рассчитывать лишь на то, что честный сотрудник поговорит с вором по душам и немного усовестит. Но если кража случится, дознаться у персонала, кто виноват — невозможно.
Психология
Психологические тесты и разнообразные «детекторы лжи» при приеме на работу также призваны сократить хищения в компаниях. Психологический тест может на начальном этапе отсеять потенциально нечистых на руку сотрудников и выявить лояльных.

Летом 2016 г. «Связной» пошел дальше тестов, предлагаемых кадровиками, и разработал робота-бота. Бот задавал кандидатам вопросы в приложении Telegram. За сессию вопросов он проверял компетенции потенциальных сотрудников, а также склонность к обману работодателя. По словам Марины Таран, начальника отдела подбора персонала компании, с помощью бота отобрали 100 менеджеров по продажам из 800.

Как снизятся хищения в «Связном» — покажет статистика. Но у любых психологических тестирований есть 3 заметных минуса:

  • Корпоративная культура. Даже кристально честный сотрудник попадая в корпоративную культуру, где воруют, склонен перенять эту привычку. Корпоративная культура заразна.
  • Погрешности. Психологические тесты имеют свои секреты. Кандидат должен быть в хорошем настроении, хорошо себя чувствовать и правильно понять вопрос. Иначе ошибки при выполнении приведут к составлению неверного профиля сотрудника.
  • Стоимость. Любая проверка и расшифровка займет не один час времени кадровика или службы безопасности. А стоимость разработки HR-бота начинается от 500 000 руб.
Геймификация
Геймификация означает превращение насущных для компании процессов в игру. Как инструмент геймификация отлично зарекомендовала себя в продажах. Менеджеры в торговом зале (помимо увеличения выручки) преследуют иную, геймерскую цель. К примеру, чтобы клиент улыбнулся не менее 5 раз за переговоры. Это снимает стресс и у клиента, и у менеджера. И продажи идут легче.

Инструмент работает и при борьбе с воровством. Руководитель склада крупной торговой сети долгое время боролся с воровством стандартными методами: штрафами, тестированием складских работников при приеме. Но кражи не уменьшались. И самое обидное, что воровали не ноутбуки и телефоны, а микросхемы, которые не имеют особой ценности без остальных деталей. Но и обесценивают конечный продукт.

В итоге руководитель придумал забавную игру. Каждую неделю один из сотрудников получает на проходной карточку «Игра». Это значит, что он должен стащить товар, обойдя камеры, охрану или обсчитав систему 1С. А потом вернуть товар, рассказать, как это удалось, и получить премию. И игра принесла свои плоды: кражи уменьшились, а отношения со складом у руководителя — наладились.
Премия за неворовство
Еще один неожиданный инструмент в борьбе с воровством — узаконить его. К примеру, заранее договориться с потенциальным крупным мошенником, о том, что он получит часть потенциально сворованных денег честно. Руководство компании так сократит потери. И у вора будет меньше риска быть пойманным.

Такая схема, по мнению издания Harvard Business Review, отлично работает в строительстве и других областях, где есть «тендеры». Респондент издания, крупный московский девелопер, советует договориться с прорабом. Прораб не ворует, но взамен получает 25% от суммы, которую мог бы украсть.

То есть начальник стройки (или крупной поставки) легко может «прибавить» к своей зарплате 1 млн руб. Но если руководитель предложит премию за честность в 250 тысяч (25% от потенциальной кражи в 1 млн.) — сотрудник откажется от воровства. А вот 100 тысяч, если руководитель поскупится, не уберегут сотрудника от взятки. Этот парадокс доказан психологами. Если человеку предложить честно заработать 25-30% от того, что он мог бы украсть, он откажется от кражи.
Универсальный метод
Универсальный метод борьбы с воровством в российском ритейле до неприличия прост. Он называется доверие. Не внешнее согласие с руководством, а внутреннее принятие правил компании. Такое возможно лишь тогда, когда сотрудник понимает рабочий механизм, понимает, за что ему платят, за что могут оштрафовать. При этом он считает свою зарплату справедливой, а руководство — честным.

По мнению Сергея Гуркова, одного из основателей Высшей Школы Экономики, действует магическая формула «Прозрачность процессов = доверие сотрудников = честность перед руководством». Такой схеме организации труда Гурков советует поучиться у семейных бизнесов. Руководители строят с персоналом доверительные отношения, не обманывают и честно платят зарплату. Потому что хотят передать компанию детям и внукам.

Как пример переноса принципов семейной компании в крупный бизнес, Гурков приводит компанию Knauf. Международная компания Knauf — крупнейший производитель стройматериалов в мире. У компании 15 заводов в СНГ, а внутренние хищения сведены к нулю. Просто сотрудники получают зарплату чуть выше средней по рынку, у них приятные условия труда и прозрачная система поощрений и штрафов.

Справедливости ради стоит сказать, бизнес Knauf в РФ начался небезоблачно. На объявления с высокой зарплатой и отличными условяими труда никто не откликнулся. Российский персонал недоверчив. Когда же штат наконец укомплектовали и сотрудники взялись за работу — хищений не было. И сейчас нет, а заводы процветают.

Социологи объяняют это простой взаимосвязью. Когда человек считает что его работа устроена справедливо, он меньше думает о деньгах и больше — о самой работе. Потому что верит, что система сама о нем позаботится. Если сотрудник не верит в систему или сомневается в честности своего работодателя — вероятность краж растет.
Что делать?
Доверие за один день не построить, а бороться с воровством стоит уже сейчас. Первый шаг в этой борьбе — выявить главную причину отсутствия доверия. Чаще всего она кроется в непонимании сотрудниками системы мотивации или непрозачности рабочих процессов.

Мы проведем комплексный анализ вашей компании или отдельных подразледелений: опросим сотрудников, соберем и обработаем данные. Вы получите полную картину причин воровства в компании и выберете верный способ для их устранения.
Резюме
  1. Воровство в российском ритейле — 47% всех недостач. Это вдвое больше, чем в Европе.
  2. Одни компании борются с воровством, усиливая контроль — тщательно следят за торговыми залами и передвижением сотрудников.
  3. Другие — используют роботов и психологические тесты при найме, чтобы отсечь нелояльных и склонных к воровству сотрудников.
  4. Этические кодексы — инструмент борьбы с воровством, который лучше работает на западе из-за российской неприязни к доносам и стукачам.
  5. Если безобразие нельзя устранить, его нужно возглавить — считают руководители с юмором и используют геймификацию. Сотрудники крадут, а потом возвращают товар на место. Рассказывают, как им это удалось, и получают премию.
  6. В компаниях, связанных с тендерами, можно вводить премии за неворовство. Легально получив 25% от суммы, которую он мог бы украсть, сотрудник скорее всего откажется от кражи.
  7. Универсальный способ борьбы с воровством — укрепление доверия. При честной заработной плате и прозрачных процессах — сотрудники не воруют.
Чтобы проверить сотрудников на честность методом «Тайный покупатель» и провести другие исследования в Вашей Компании — обращайтесь к нам. Быстро и точно оценим ситуацию, дадим заключение и варианты работы с ним. Воровство сотрудников излечимо, если начать немедленно.
Понравился выпуск?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Только полезная и актуальная информация. Никакого спама!


Хотите узнать, как повысить качество работы в Вашей Компании?
Оставьте свои контакты, мы свяжемся с Вами в течение 1 часа
Нажимая кнопку "Отправить", я подтверждаю свою дееспособность, даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Условиями