#56
Система шести сигм
Что это такое и как внедрить её элементы в управление качеством в Вашей Компании?
Шесть сигм — это концепция управления, разработанная американской компанией Motorola в середине 1980-х годов. Несмотря на то, что изначально система была направлена на оптимизацию производства и снижение отклонений в операционных процессах, сегодня она успешно применяется в самых разных видах деятельности, в том числе и в сфере услуг. Концепция настолько популярна, что более половины корпораций из списка Fortune 500 используют её в своем управлении. Её базовые принципы универсальны и помогают улучшить не только качество производимой продукции, но и клиентского сервиса. Сегодня мы рассказываем, как можно внедрить элементы системы шести сигм в своей организации.
Базовые принципы шести сигм

В управлении бизнес-процессами система шести сигм регламентирует следующие базовые принципы:

  • Искренний интерес и забота о клиенте
  • Управление процессами на основе данных и фактов
  • Ориентация на процесс, управление им и непрерывное совершенствование
  • Проактивная позиция в управлении деятельностью организации
  • Прозрачность отношений между сотрудниками
  • Стремление к совершенству и снисходительность к неудачам.

Организация, чтобы достичь свои цели в соответствии с этими принципами, должна стремиться

  • установить устойчивый и предсказуемый характер протекания бизнес-процессов
  • привлечь к достижению целей весь персонал организации, включая нижний уровень
  • сформулировать ключевые показатели деятельности (KPI).
Последние должны быть измеряемыми, поддающимися контролю, способными к улучшению и отражению реальных изменений в операционной деятельности.

Базовые принципы и концепцию шести сигм в целом, давно с успехом применяют крупнейшие иностранные производственные предприятия, такие как General Electric, Ford, Samsung, Johnson&Johnson и российские — НПО «Сатурн», РУСАЛ и «Инструм-Рэнд».

В сфере услуг одной из первых на систему шести сигм обратила внимание банковская отрасль, в частности российское представительство Ситибанка. Советник операционного департамента Александр Козинцев определяет концепцию, как методику решения проблем, возникающих в компании в процессе ее деятельности.
«Как только мы выявляем дефекты и фокусируемся на них, методика срабатывает — и мы принимаемся разрабатывать способы устранения дефектов: организационные, технические, технологические, с опорой на статистику и правильное исследование процесса. Это имеет отношение ко всем процессам, даже вторичным. В производстве, например, огромное количество „поддерживающих“ процессов — скажем, бухгалтерия. А в банке, помимо операционных процессов, есть процесс подбора персонала. В каждом из них можно собрать и проанализировать статистику и разработать мероприятия по устранению существующих дефектов», — отмечает Александр.
Александр Козинцев
Советник операционного департамента, "Ситибанк" (российское представительство)
Как они помогут усовершенствовать систему обслуживания клиентов?
Любой товар или услуга призваны удовлетворять потребности клиента. Ориентация на покупателя, искреннее желание услышать его мнение и решить проблему, стоящую перед ним — краеугольный камень любой системы клиентского сервиса. Такой подход позволит качественно улучшить отношения с покупательской аудиторией и повысить её лояльность к бренду.
Управляя бизнес-процессами на основе данных и фактов, компания минимизирует количество ошибок в операционной деятельности и имеет возможность выстроить с клиентами долгосрочные отношения, оптимизируя стандарты обслуживания в соответствии с реальной ситуацией в компании.

Полностью ориентируясь на процесс и управляя всеми этапами деятельности самостоятельно, компания от начала до конца контролирует текущее положение дел и имеет возможность оперативного реагирования на возникающие трудности в общении с клиентом.

Проактивная позиция предполагает полное принятие ответственности за текущее положение дел в организации не только высшим менеджментом, но и рядовым персоналом в рамках их личного участия в деятельности компании. Под проактивной позицией также подразумевается ориентация на самостоятельное решение проблем и полное включение в процесс их устранения. Принятие всеми работниками организации такого подхода позволит выстраивать компании в целом продуктивные отношения с клиентами, которые будут уверены, что их всегда услышат и помогут сделать правильный выбор.

Прозрачность отношений между сотрудниками важна для любой организации. Такой подход выводит взаимодействие между менеджментом и персоналом на новый уровень, позволяет оперативно отслеживать корпоративные изменения и эффективно мотивировать сотрудников на достижение целей деятельности компании. Ведь, в конечном итоге, качество клиентского сервиса зависит именно от рядовых сотрудников.

Ну, а стремление к совершенству и снисходительность к неудачам позволяют организации правильно расставлять приоритеты и спокойно реагировать на возникающие проблемы в общении с покупателями.

Как внедрить принципы шести сигм в своей организации?
Вместе с самой концепцией, компания Motorola разработала и особую схему внедрения системы шести сигм в организации. Она состоит из пяти шагов и называется DMAIC (аббревиатура с английского: Define — определение, Measure — измерение, Analyze — анализ, Improve — улучшение, Control — контроль). В чем она заключается?
Во-первых, организации следует поставить конкретные цели, к которым она стремится в своей деятельности. Например, увеличить продажи в каждой розничной точке на 10%.

Во-вторых
, необходимо собрать данные о текущей ситуации, имеющихся проблемах, а также выявить участки, требующие особого внимания. Источниками могут послужить внутренняя отчетность, результаты маркетинговых исследований и проведенных проверок (в том числе методом «Тайный покупатель»), мнения покупателей и сотрудников компании.

В-третьих, нужно проанализировать проблемы компании и выявить их причины. Например, если покупатели жалуются на низкий уровень сервиса и это подкрепляется финансовыми результатами продаж, то следует разобраться в чем причина плохого обслуживания. Слабые места здесь следует искать и в уровне подготовки сотрудников, и в принятых в компании стандартах клиентского сервиса. Причем анализ проблем будет более эффективным, если привлечь к нему персонал различного уровня.

В-четвертых, разработать решения, позволяющие устранить проблемы компании. Таковыми могут быть, в нашем примере, разработка новых стандартов обслуживания, аттестация и последующее повышение квалификации сотрудников, усовершенствование системы контроля качества сервиса клиентов.

И, наконец, в-пятых, необходимо постоянно контролировать и совершенствовать бизнес-процессы, своевременно выявлять новые проблемы и оперативно разрабатывать их решения. Ведь непрерывное улучшение — залог успешного функционирования системы шести сигм и бизнес-процессов организации в целом.

Концепция шести сигм в управлении — одна из самых популярных в мире. На эту тему написан не один десяток книг. Узнать больше о практике применения системы в сфере услуг можно, прочитав работу американского специалиста по бережливому производству Джорджа Л. Майкла: «Бережливое производство + шесть сигм в сфере услуг: как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию услуг и операций».

И, конечно, мы всегда рады принять личное участие и быть полезными вашей Компании в анализе текущей ситуации, проведении маркетинговых исследований и проверки уровня клиентского сервиса, а также усовершенствовании корпоративных стандартов обслуживания.
Понравился выпуск?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Только полезная и актуальная информация. Никакого спама!


Хотите узнать, как повысить качество работы в Вашей Компании?
Оставьте свои контакты, мы свяжемся с Вами в течение 1 часа
Нажимая кнопку "Отправить", я подтверждаю свою дееспособность, даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Условиями