Универсальный метод борьбы с воровством в российском ритейле до неприличия прост. Он называется доверие. Не внешнее согласие с руководством, а внутреннее принятие правил компании. Такое возможно лишь тогда, когда сотрудник понимает рабочий механизм, понимает, за что ему платят, за что могут оштрафовать. При этом он считает свою зарплату справедливой, а руководство — честным.
По мнению Сергея Гуркова, одного из основателей Высшей Школы Экономики, действует магическая формула «Прозрачность процессов = доверие сотрудников = честность перед руководством». Такой схеме организации труда Гурков советует поучиться у семейных бизнесов. Руководители строят с персоналом доверительные отношения, не обманывают и честно платят зарплату. Потому что хотят передать компанию детям и внукам.
Как пример переноса принципов семейной компании в крупный бизнес, Гурков приводит компанию Knauf. Международная компания Knauf — крупнейший производитель стройматериалов в мире. У компании 15 заводов в СНГ, а внутренние хищения сведены к нулю. Просто сотрудники получают зарплату чуть выше средней по рынку, у них приятные условия труда и прозрачная система поощрений и штрафов.
Справедливости ради стоит сказать, бизнес Knauf в РФ начался небезоблачно. На объявления с высокой зарплатой и отличными условяими труда никто не откликнулся. Российский персонал недоверчив. Когда же штат наконец укомплектовали и сотрудники взялись за работу — хищений не было. И сейчас нет, а заводы процветают.
Социологи объяняют это простой взаимосвязью. Когда человек считает что его работа устроена справедливо, он меньше думает о деньгах и больше — о самой работе. Потому что верит, что система сама о нем позаботится. Если сотрудник не верит в систему или сомневается в честности своего работодателя — вероятность краж растет.