Кейс 2. Скрипт на заказ. Один из наших интересных проектов – проведение фокус-группы для интернет-магазина детских товаров. Задача была поставлена нестандартная: найти работающие коммуникационные приемы, чтобы повысить эффективность работы колл-центра. Среди функций специалистов был обзвон новых клиентов, в том числе тех, кто заказал обратный звонок на сайте. Результаты работы показывали, что, казалось бы, «горячие» лиды часто полностью отказывались от покупки после разговора с оператором.
Мы провели две фокус-группы. В одной собрали действующих клиентов онлайн-магазина и потенциальных покупателей детских товаров, которые отказались от покупок у нашего Заказчика. Во второй – случайных людей, которые часто пользуются услугами торговых площадок в Интернете. У каждой группы были свои сценарии проведения исследования. У клиентов реальных и потенциальных мы выясняли особенности опыта общения с колл-центром: что понравилось, что смутило, возникали ли конфликтные ситуации, компетентны ли операторы, знают ли ассортимент. С нейтральной аудиторией – собирали лучшие практики, интересные данные, как работают другие «горячие линии» магазинов, как строится общение, что обычно говорят. Мы пришли к следующим выводам:
● Большинству клиентов не нравятся крайности в общении, когда оператор давит, заставляя купить, и наоборот, когда ведет себя слишком индифферентно, не демонстрируя заинтересованности в продаже.
● Клиентам импонирует, когда сотрудник колл-центра в совершенстве владеет информацией о товаре и готов к любым вопросам.
● Телефонный разговор должен начинаться с чего-то приятного или комплементарного для покупателя, чтобы дальнейший настрой диалога был позитивным.
● Если это не обратный звонок, заказанный самим клиентом, то лучше звонить во второй половине дня, в идеале – после завершения работы. В выходные предпочтительно обеденное время.
● Клиенту хочется знать цену в начале диалога. Обычно менеджеры по продажам стремятся оттянуть эту тему на финал, описывая преимущества товара. При этом зачастую высокая стоимость отпугивает покупателя, он не готов продолжать диалог, если сумма не совпала с ожиданиями.
Результатом обсуждения полученных мнений стала переработка скриптов для операторов колл-центра. Они были закреплены в созданных нашими специалистами
стандартах обслуживания. В чем заключались основные изменения?
● Текст стал более простым и лаконичным. В начало были введены различные варианты позитивных «зачинов» разговора на все случаи жизни: о хорошей погоде, о стартовавшей акции, о начале распродажи, о наступающих праздниках.
● Были разработаны абсолютно разные скрипты для множества возможных ситуаций: звонок с сайта от клиента, исходящий звонок от оператора, рекламация, проблемы с доставкой, сложности с выбором товара и многие другие.
● Цена обсуждалась с клиентом не в самом начале, но и не в финале разговора. Описание преимуществ было представлено как мотивация стоимости товара.
Результативность переработки скриптов и имплементации стандартов обслуживания дала эффект, который позволил повысить продажи и сократить отказ клиента от покупки после звонка на 23% в течение двух месяцев после новых шаблонов.