Филип Котлер представил историю маркетинга как смену концентрических концепций. На заре этой науки в центре стоял продукт. Вокруг такого понимания маркетинга было построено множество работ, которые до сих пор считаются классическими. Чего стоит "Фиолетовая корова" Сета Година. Изобрети что-то концептуально новое, чтобы быть впереди всех. Потребитель выберет только что-то из ряда вон, откажется от привычного, чтобы получить выдающееся. И в этом направлении продолжают работать компании, производящие, к примеру, гаджеты. Вспомните соревнование Apple и Samsung, в котором выпускаются смартфоны и планшеты, близкие по "начинке" к космическим кораблям. По сути, можно сказать, что определенные виды бизнеса так и остаются продуктоцентричными.
Второй этап развития маркетинга – это перенос акцента с продукта на клиента. В центре оказываются человек, но человек именно в роли покупателя, потребляющей единицы. И здесь снова написаны тонны литературы, с правотой которой невозможно поспорить. Вспомните "Клиентов на всю жизнь" Сьюелла, "Продавая незримое" Беквита. Маркетинг клиента – это маркетинг отличного сервиса. Продукт - это хорошо, а вот обслуживание и дополнительные услуги – это ещё лучше. Улыбайтесь, дарите подарки и скидки – и будет вам счастье.
И наконец, маркетинг 3.0 – это маркетинг эмоций. Его приход ознаменовался взрослением миллениумов – детей 2000-х, – которые не захотели вырасти окончательно, так и оставшись в мире игры, искренних чувств и "чего-то интересненького". Работать с такой аудиторией – это значит всегда держать ее в состоянии любопытства, сочувствия и взвинченных эмоций.
При этом практика показывает, что эмоциональный маркетинг работает и для других поколений. Только здесь нужно брать курс на такие вещи, как социальная ответственность, экологические проблемы и их решение, поддержка нуждающихся и прочие приемы, которые "зацепят" не только сердобольных миллениумов, но и рациональных игреков.
Маркетинг эмоций настолько глубоко укоренился в сознании, что проник даже в сферу B2B. Удивительно, но факт: даже в мире бизнеса, сухом и циничном, есть место чувствам. Использование моделей эмоционального маркетинга идет полным ходом и набирает обороты.