#65
Стоит ли вводить биометрический контроль персонала?
Контроль персонала на местах — одна из главных задач руководства торговых сетей. Современный покупатель ждать не любит. И, если сотрудник опаздывает на работу, уходит пораньше или отлучается на длительные перекуры — компания теряет и покупателя, и выручку. Поэтому многие российские ритейлеры в 2014-2016 годах внедрили биометрический контроль персонала. О том, чем полезна биометрия — в нашей статье.
Кто ввёл биометрию?
Биометрию на местах ввели самые крупные российские ритейлеры: «Дикси», X5 Retail Group, «М.Видео». Во всех супермаркетах биометрия доказала свою полезность, а в некоторых даже превзошла ожидания и помогла персоналу развиваться.

Дикси

Прошлым летом компания «Дикси» внедрила биометрический контроль в магазинах. В каждом из 2700 супермаркетов установили сканеры для дактилоскопии. И теперь почти 60 000 сотрудников торговых залов отмечаются в начале и в конце рабочего дня.

Внедрить биометрию в «Дикси» решили после тщательной проверки системы. В тестовом режиме биометрию ввели в 159 супермаркетах Рязани и Тулы. Когда эксперимент показал хорошие результаты, биометрию внедрили и в остальных магазинах компании.

Руководство компании признается, что биометрия для «Дикси» — глобальное нововведение. Ведь раньше учет рабочего времени велся по бумажным журналам. И сотрудники часто «прикрывали» друг друга, не отмечая поздние приходы или ранние уходы с рабочего места. Теперь, по словам представителя компании, если сотрудник пришел в 9.30 вместо 9.00 и ушел в 18.00 — ему засчитают не 8, а лишь 7,5 часов работы. Однако, если человек проработал на час больше — в системе это зафиксируется. А, значит, дополнительный час будет оплачен.

Процент ошибок в системе не велик — около 2%. К примеру, если уборщица долго держала руки в воде, уникальный рисунок на пальцах размокает и сканер может его не распознать.
Основной целью установки биометрического контроля в Дикси было увеличить эффективность персонала на местах. Годовая выручка компании в пересчете на 1 сотрудника в 2015 году — $75 000 (по данным компании, выручка составила 272,35 млрд. руб., количество персонала — 57 500 человек). Для сравнения: в крупнейшем американский ритейлере, Walmart, каждый сотрудник приносит компании примерно $220 700 в год. А а европейском «гиганте», сети Carrefour, и вовсе — $300 000.

«Дикси» пока не комментирует результаты, полученные от введения биометрии. Но по данным агентства «Infoline-Аналитика», биометрический контроль позволит компании сэкономить до 5% расходов на персонал. В 2015 году затраты «Дикси» на сотрудников, согласно МФСО, составили около 33 млрд. руб.

Эксперты также признают, что расходы на эксплуатацию биометрических систем контроля персонала для «Дикси» (и других крупных сетей) гораздо ниже, чем при введении традиционных магнитных карточек. Установка биометрической и магнитной системы стоит примерно одинаково. Чтобы оснастить сканерами или магнитными турникетами все магазины сети, сравнимой с «Дикси», потребуется 12 млн. руб. Но сотрудники постоянно теряют магнитные карточки, и компаниям приходится тратить деньги на их восстановление. А отпечатки пальцев сотрудник не потеряет, поэтому биометрический контроль получается выгоднее.

Пока биометрический контроль в «Дикси» распространяется на персонал супермаркетов, но компания планирует ввести его и для менеджеров в офисах.
X5 Retail Group

Исследователи из The Boston Consulting Group выяснили, что 51% российских топ-менеджеров считают повышение эффективности персонала на местах задачей №1. При этом 30% опрошенных руководителей заявили, что в приоритете — автоматизация и применение новых технологий. Это тренд, который со временем будет набирать обороты.

В российском ритейле в авангарде автоматизации X5 Retail Group. Руководство X5 Retail Group пришло к биометрии еще в 2014 году. Раздумывая, какую систему выбрать, менеджмент компании сравнивал сканирование пальцев и ладоней с биометрией по сетчатке глаза. Второй способ оказался дороже, а результат ничем не отличался от сканирования ладоней. Поэтому в X5 Retail Group — «ладонная» биометрия.
Первые супермаркеты «Перекресток» и «Карусель» были оснащены биометрическими сканерами в 2014 году. С тех пор технологии распознавания стали еще более точными, и в 2016 году усовершенствованную «ладонную» биометрию применили и в магазинах «Пятерочка». По словам Татьяны Князевой, директора по персоналу «Пятерочки», биометрия помогает не только контролировать опоздания и перекуры. По данным системы оптимизируют численность персонала, производительность и даже эффективность работы директоров.
М.Видео

В «М.Видео» используют сразу несколько высоких технологий для контроля сотрудников. Биометрия позволяет контролировать приходы и уходы, а внутренний трекинг помогает оптимизировать численность на местах и поднять производительность.

Биометрию в «М.Видео» ввели в апреле 2016 года. И уже за первые 4 месяца работы пунктуальность сотрудников повысилась вдвое. Кроме того, расчет зарплат и премий за отработанное время представляется руководству более точным, а сотрудникам — честным.

Оптимизировать численность на местах и увеличить мотивацию продавцов позволила система внутреннего трекинга. Датчики встроены по периметру торгового зала, а у каждого продавца в бейджик вмонтирован специальный чип. Так руководство видит, сколько времени продавец проводит в каждой зоне зала, где происходит больше всего продаж, а где нужно поставить еще одного сотрудника. Если продавец не выполняет план, не подходит к покупателям — это сигнал для руководства разобраться в ситуации.

Так, по данным системы, более слабых продавцов отправляют на дополнительное обучение, сильных — премируют.
Плюсы и минусы биометрического контроля
Польза от биометрии очевидна, и, по прогнозам аналитиков, все больше крупных компаний планируют ввести дактилоскопические сканеры ладоней или отпечатков пальцев. Кроме сокращения затрат на персонал, система позволяет оптимизировать его численность и повышает мотивацию. А еще, по мнению психологов, люди боятся электронного учета больше, чем самого сурового вахтера. С электроникой нельзя договориться или как-то на нее повлиять, поэтому персоналу приходится подстраиваться и дисциплинировать себя.

Но у системы есть и минусы. Согласно законам РФ, на введение биометрии необходимо письменное разрешение всех сотрудников. Если ввести биометрию без разрешения персонала, компании может грозить суд, который зачастую решается не в пользу работодателя.

Так, в одной производственной компании поленились собрать подписи сотрудников, а сразу установили биометрические сканеры. Когда по данным биометрии хотели уволить одного нерадивого сотрудника за прогулы, он пошел в трудовую инспекцию. Эксперимент с биометрией в компании остановили, чтобы избежать крупного штрафа. И оборудование до сих пор не используется, потому что некоторые сотрудники отказались дать согласие на такой контроль.

Также биометрия не прижилась в супермаркетах «Избенка» и «ВкусВилл». По словам руководства компании, к их продавцам нужен особый подход: жесткая борьба за дисциплину только демотивирует персонал.

Впрочем, как считает гендиректор компании IBS Сергей Матоцкий, сопротивление — обычная реакция персонала на любые перемены. При установке биометрической системы, польза от нее очевидна лишь для руководства. Сотрудникам же нужно время, чтобы свыкнуться с системой и понять, что она честно фиксирует их работу. А не грозит им увольнением. В 90-е годы в Москве сотрудники бензоколонок BP всячески боролись с автоматической подачей бензина в автомобили, потому что она мешала им воровать. Сейчас эти системы есть на всех бензоколонках и воспринимаются, как должные.
Оптимальное решение
Внедрение биометрического контроля — дорогое удовольствие. Потребуется собрать множество документов и выделить сотрудникам время для привыкания к новой жизни. Прежде чем принимать серьезное решение — рекомендуем провести исследование эффективности работы продавцов с помощью тайных покупателей.
Наши сотрудники тщательно проверят каждый аспект работы торгового персонала. Вы получите заключение и наши рекомендации об улучшении качества. Кроме того, мы можем провести и другие маркетинговые исследования в зависимости от целей вашей компании. Чтобы заказать маркетинговое исследование или задать вопросы о взаимодействии с вашими клиентами — напишите нам на info@best4service.ru или позвоните 8-800-775-39-61
Понравился выпуск?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Только полезная и актуальная информация. Никакого спама!
Также Вам может быть интересно:


Хотите узнать, как повысить качество работы в Вашей Компании?
Оставьте свои контакты, мы свяжемся с Вами в течение 1 часа
Нажимая кнопку "Отправить", я подтверждаю свою дееспособность, даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Условиями