Этот вид принятия решения непосредственно связан с пунктом 4. Суть в том, что, если разнообразие йогурта со 100 вариантов сократить до 5-6, покупатель охотнее сделает выбор и не будет так терзаться сожалениями.
Психоэкономист Шина Айенгар провела интересный эксперимент. В магазине было установлено два лотка с джемом на пробу. В одном было 30 видов джема, в другом — всего 6. Большинство покупателей устремились пробовать джем там, где выбор был больше. Но в итоге приобрели товар в лотке с 30 видами джема лишь 3% клиентов. К лотку с 6 видами джема покупатели подходили реже, но 30% подошедших решились на покупку.
Шина Айенгар объясняет такие результаты стрессом от многообразия. Покупатель видит много альтернатив, начинает сравнивать, нервничать, переживать за возможность ошибки. Если уменьшить количество товаров, то сделать выбор гораздо проще. Поэтому Айенгар рекомендует компаниям сокращать ассортимент. А то, что осталось — разбивать на категории. Пусть клиент сразу видит, что стоят 5 шампуней: первый — от перхоти, второй — для роста волос, третий — для блеска и т. д. Так покупатель скорее «проголосует рублем» за товар и заботу о выборе.
Кстати, компания Procter & Gamble так увеличила объем продаж шампуня на 10%. Изучив покупательские сценарии, руководство компании приняло решение убрать 9 разных шампуней. Так выбор пользователя сузился, и продажи пошли быстрее.
Способ с разбиением товаров на категории и представлением лишь 3-5 вариантов на выбор отлично работает и в магазинах дорогой одежды. Там вы не встретите 16 цветов одного пальто или 28 шарфиков одной модели. Скорее всего, вещь будет представлена в базовых цветах (черном и бежевом), а рядом — пара более ярких вариантов. Эта сортировка указывает покупателю на сценарий: вещь на каждый день или на выход? И сделать выбор становится заметно проще.