#60
Как внедрить Mystery Shopping в общую стратегию по контролю обслуживания Клиентов?
Mystery Shopping — один из эффективнейших инструментов маркетинговых исследований, представляющий собой оценку потребительского опыта, который получает клиент в процессе приобретения товара или услуги. Он позволяет изучить актуальные потребности покупателей, составить объективную картину уровня обслуживания и корректировать его в соответствии с новыми данными. Проверка «Тайный покупатель» наиболее эффективна, когда она проводится регулярно и становится обязательным элементом системы контроля. Ведь, в конечном счете, в конкурентной борьбе выигрывают те компании, чья продукция и клиентский сервис непрерывно совершенствуются и отвечают всем изменениям потребительского спроса. Сегодня мы расскажем, как правильно использовать Mystery Shopping и внедрить его в общую стратегию контроля качества обслуживания.
Исследование рынка как важнейший элемент маркетинговой стратегии
Разработка маркетинговой стратегии невозможна без комплексного изучения всего рынка. Для эффективной организации сбыта компания должна объективно оценить существующий спрос, узнать своего потребителя и на основе этой информации выработать оптимальные методы достижения коммерческих целей. Какие инструменты здесь будут полезны?
- Анализ сведений из открытых источников и специальных баз данных позволит компании оценить емкость рынка, внешнюю среду организации, конкуренцию в отрасли и потенциал для будущего развития;

- Анкетирование, опросы и проведение интервью дадут возможность выявить целевую аудиторию, определить свои рыночные сегменты, а также потребности покупателей и перспективы изменения спроса;

- И, наконец, проверка «Тайный покупатель» поможет компании усовершенствовать уровень клиентского сервиса за счет изучения его слабых и сильных сторон, и получить конкурентное преимущество, что особенно важно в условиях перенасыщения рынка.
«Благодаря обратной связи по гостевым проверкам, нам удалось своевременно оценить ситуацию с сервисом в супермаркетах. Мы не только увидели слабые зоны, но и получили план действий для исправления ситуации. Это нам сильно помогло при крайне жесткой конкуренции в нашем городе: постоянно открываются новые магазины в различных ценовых категориях. Одновременно с запуском программы "Тайный гость" мы заказали маркетинговое исследование по нашим покупателям. Нам не только бесплатно составили анкету, но и предоставили отчет с рекомендациями. Нам удалось получить портрет нашего среднестатистического покупателя и работать над его предпочтениями. Все это было нашими тестовыми проектами по супермаркетам, которые прошли успешно».
Антон Буков, директор по развитию компании «Большая Медведица»
Как правильно оценить внутренние возможности компании с Mystery Shopping?
При проведении исследования «Тайный покупатель» необходимо учесть ряд факторов, от которых будет зависеть успешность проверки. Что нужно сделать?

- Во-первых, четко определить цели и объект исследования (обозначить, что проверяет организация и зачем?);

- Во-вторых, разработать для проверки индивидуальную анкету и включить в неё все необходимые для оценки параметры;

- В-третьих, эти параметры должны дать организации возможность проследить взаимосвязь качества обслуживания и объема продаж, то есть иллюстрировать как степень удовлетворения потребителя клиентским сервисом отражается на его решении купить товар или услугу. Например, можно разработать индекс качества обслуживания для всей сети и в разрезе каждого конкретного магазина сравнивать показатели продаж и уровень обслуживания;
Кстати, проверку можно использовать и как соревнование. Так, несколько лет назад, компания Coca-Cola провела конкурс в номинациях "Лучший супермаркет", "Лучший специализированный магазин" и "Лучший павильон" среди торговых точек в Санкт-Петербурге, реализующих продукцию компании. Именно с помощью "Тайных покупателей" и были определены победители конкурса.
- В-четвертых, задействовать различные средства сбора информации: оценивать результаты исследования нужно не только исходя из сведений в анкете тайного покупателя, но также используя данные аудио- или видеозаписи для собственной проверки, что в целом позволит составить более объективную картину текущей ситуации;

- В-пятых, после завершения исследования оперативно разработать и внедрить меры по улучшению текущей ситуации, оптимизации и повышению уровня клиентского сервиса. А именно, пересмотреть отдельные его области, исправить выявленные недочеты и разработать эффективную схему мотивации персонала.
Компания, которая прекратит мониторинг «Тайный покупатель», проиграет в конкурентной борьбе. Знание реального положения дел на предприятии и стремление к улучшению является обязательным условием успеха. Информация, полученная в ходе контрольных закупок, может быть ключом к пониманию того, что нужно сделать, чтобы стать лучшим.
Антон Картузов, управляющий директор торгового дома «Лыжный мир».
Как часто следует проводить проверку и эффективно использовать её результаты?
Разработка маркетинговой стратегии изначально должна носить цикличный характер. Её цели, текущая ситуация на рынке и конъюнктура могут меняться, что неизбежно повлечет за собой необходимость корректировать принятые решения.

В условиях непрерывно меняющейся ситуации, рекомендуется примерно раз в год проводить исследования предпочтений своих потребителей, а раз в три года – рынка в целом.

Информация, полученная в результате внутренних аудитов и независимых проверок, должна быть использована для внедрения положительных изменений в систему коммуникации с клиентом. Потребовать пересмотра могут следующие области:
- Удобство навигации: вывеска у входа и указатели;
- Транспортная доступность и наличие парковки;
- Чистота и комфорт в помещении (в том числе отсутствие посторонних запахов, оптимальное освещение, удобство мест ожидания, температура в помещении и др.);
- Наличие очередей;
- Поведение персонала, готовность выслушать клиента и решить его проблему;
- Внешний вид сотрудников;
- Наличие полной информации о товарах и услугах;
- Использование инструментов кросс-продаж;
- Умение работать с возражениями и пр.
Корректировка системы обслуживания клиентов и принятых стандартов должна быть проведена в кратчайшие сроки после проверки. В противном случае, есть риск «затянуть» изменения и потерять весомую часть своих клиентов. Во внедрении должны участвовать все сотрудники компании. Их необходимо проинформировать о результатах проверки, вместе разобрать недочеты, привлечь к разработке корректировок и в полном объеме донести до каждого цели и содержание новой стратегии. Конечные данные также дадут возможность выстроить эффективные рабочие отношения с персоналом. Выявленные слабые стороны сотрудников могут стать основой для проведения серии тренингов, направленных на развитие коммуникативных и презентационных навыков.
«Проведенное исследование помогло выявить пробелы в работе не только специалистов, связанных с продажами, но и целых отделов, непосредственно участвующих в жизни и развитии компании».
Татьяна Баранова, заместитель генерального директора МФО «Моменто Деньги».
Выводы
Итак, подведем итоги:

Поддерживать данные о потребителе в актуальном состоянии поможет регулярное проведение маркетинговых исследований. В частности, проверки «Тайный покупатель», позволяющей оценить опыт, который получает клиент непосредственно в процессе приобретения товара или услуги.

Правильно оценить внутренние возможности компании при проведении исследования помогут четкое определение его целей и объекта, разработка индивидуальной анкеты, включение в неё параметров, позволяющих отследить взаимосвязь клиентского сервиса и объема продаж, использование различных средств сбора информации (в том числе аудио- или видеозаписи), а также оперативная разработка и внедрение мер по улучшению текущей ситуации.

И, наконец, меры по улучшению клиентского сервиса и стандартов обслуживания должны быть внедрены в организации в кратчайшие сроки и при участии всего персонала компании.
Понравился выпуск?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Только полезная и актуальная информация. Никакого спама!
Также Вам может быть интересно:


Хотите узнать, как повысить качество работы в Вашей Компании?
Оставьте свои контакты, мы свяжемся с Вами в течение 1 часа
Нажимая кнопку "Отправить", я подтверждаю свою дееспособность, даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Условиями