#61
Нейромаркетинговые исследования: о чём на самом деле думает Ваш Клиент?
Нейромаркетинг — перспективное направление на стыке маркетинга и психологии. General Motors, Procter&Gamble, Coca-Cola создают рекламные ролики с помощью нейромаркетинговых исследований покупателей.
В 2015 году во всем мире на эти исследования было потрачено около 30 млрд. долларов. Как работают технологии нейромаркетинга, сколько стоят и что могут дать Вашей Компании — в нашей статье сегодня.
В чем суть исследования?
Давайте начнем с определения. Нейромаркетинговое исследование — это изучение потенциального покупателя с помощью современных технологий и когнитивной нейробиологии. Чаще всего исследование применяют, чтобы определить целевую аудиторию продукта.

Метод сейчас на пике популярности. В его основу легли труды психологов-бихевиористов и более поздние исследования. К примеру, обнаруженные в конце XX века «Метафоры Залтмана». Залтман, профессор из Гарварда, выяснил, что некоторые картинки бессознательно рождают в мозге человека приятные ассоциации.

Если вкратце, то человек, получивший прилив радости, скорее совершит покупку товара. При этом, о нужности товара он вряд ли задумается. Именно такие позитивные картинки берет в основу своих рекламных роликов Procter&Gamble и выстраивает под них остальную графику.
То же касается и музыки из рекламных роликов, которая буквально застревает в голове потенциального покупателя. К примеру, Coca-Cola и «праздник к нам приходит» или McDonald's «вот, что я люблю».
Что интересует рекламодателей?
Торговые сети и производители товаров чаще всего обращаются к нейромаркетологам с вопросом: «Почему клиент не воспринимает нашу концепцию или не видит наше послание?». Вопрос острый, потому что на создание таких концепций могли уйти годы кропотливого труда всего маркетингового отдела компании. Не говоря уже о деньгах.

Кстати, не одни ритейлеры обращаются за подобными исследованиями. Политики тестируют образы и даже цвета на плакатах со своих предвыборных кампаний. Часто нейромаркетологи исследуют и реакцию населения на социальную рекламу. Важно понять, насколько волнует население эта тема. Возможно, она не очень актуальна и стоит поднять другие вопросы.

Именно нейромаркетологи помогли понять, что чем чаще человек видит логотип какой-то компании — тем больше ему доверяет. Человек даже не замечает, что бренд регулярно мелькает у него перед глазами. Но мозг успевает обработать информацию о логотипе и относит его в область «знакомого», «близкого». А это равносильно понятию «друг». Конечно, столкнувшись с выбором в магазине, клиент бессознательно выберет друга. Даже если товар-конкурент будет превосходить его по качеству и дешевле стоить. Поэтому, Coca-Cola, которую и так все знают, часто напоминает о себе в добрых рекламных роликах: чтобы не забывали «старого друга».
Как это работает?
Обычно Заказчик приходит к нейромаркетологам с готовой задачей. Например, усилить бренд, захватить новую целевую аудиторию, укрепить свои позиции на рынке. Одна из новых, сложных задач — ответить на агрессивную рекламную кампанию конкурента.

Нейромаркетологи снимают портрет целевой аудитории, определяют достаточный объем выборки и отправляют запрос в рекрутинговое агентство. Те набирают соответствующих описанию респондентов для исследования.

Само исследование чаще всего проходит в лаборатории. К каждому человеку из набранной «целевой аудитории» подключают массу аппаратуры. Респондентам показывают образы или готовый рекламный ролик, а приборы фиксируют нейрофизиологические изменения. В основном, работают 4 прибора:

- Камера с высоким разрешением снимает мельчайшие изменения мимики человека. Это позволяет понять, какую эмоцию вызывает ролик: страх, радость, неприязнь, раздражение, боль.

- Eye-trackers отслеживают движения глаз и определяют, куда смотрит респондент в каждую долю секунды времени. Так можно отследить внимание и интерес аудитории.

- Электроэнцефалограф определяет активность мозга. Когда выигрышная картинка попадает в поле зрения человека, в передних долях мозга активизируются высокочастотные волны. Прибор отследит такие моменты, а респондент, скорее всего, ничего не почувствует.

- Полиграф (или детектор лжи) будет регистрировать пульс, давление и электропроводность кожи. Когда человек эмоционально вовлечен — все эти показатели заметно повышаются.
Важно, чтобы все приборы были подключены одновременно. Так можно зарегистрировать все показатели, отвечающие за возникновение интереса или негатива к товару или образу. И избежать социально ожидаемой реакции респондента.

Ключевой момент тестирования — обработка данных. Нейромаркетологи сопоставляют каждый кадр с реакцией участников исследования, анализируют данные и готовят рекомендации для Клиента. Процедура занимает около недели.
Как используют нейромаркетинг российские бренды?
По данным маркетинговых агентств, нейромаркетинг используют все ведущие операторы мобильной связи. Благодаря этим исследованиям, они и выбрали известных людей, для представления их брендов. Тут сработал «эффект ореола». Когда клиент видит, что бренд выбирает любимый актер или телеведущий — возникает огромное доверие к товару или услуге и даже скрытое желание подражать.

К слову, из этого правила есть и исключения. К примеру, оператор мобильной связи Tele2 сыграла на другой струне нашей психологии — избеганию потерь. Компания построила концепцию «без звезд — дешевле». Намекая, что вы сэкономите, если выберете компанию, которая не будет отдавать ваши же деньги звездам. И тоже нашла свою целевую аудиторию, которая стремится всеми путями оптимизировать расходы.

К нейромаркетинговым исследованиями в разное время прибегали Faberlic, тестирующие образы и внешность моделей для каталогов и рекламных роликов, и Боржоми. Последним было важно определить концепцию для привлечения новой целевой аудитории: более юной, не помнящей советского прошлого бренда.
Интересно, что современные российские фильмы тоже проходят нейромаркетинговые исследования. К примеру, специалисты компании «Нейротренд» тестировали «Экипаж», «Легенду № 17» и «Горько» (обе части). Напомним, что речь не идет о качестве российского кинематографа или художественной ценности фильмов. Вопрос стоит о привлечении зрителя и прибылям от проката. А все 3 работы имели успех на большом экране.
Цена вопроса
Стоимость нейромаркетингового исследования определяется индивидуально. Она зависит от количества респондентов и объема материала, который вы хотите протестировать. В среднем, цена исследования варьируется от 400 000 до 750 000 руб.
Нравственная сторона исследования
Согласно закону о рекламе, запрещено скрытое воздействие на потребителя. Но нейромаркетинг позиционирует себя как исследование поведения клиента. Проводится глубокий анализ реакций человека, собираются большие данные, но, в конечном счете, никто не заставляет покупать тот или иной товар.

И все же вопрос об этике остается открытым. Особенно в будущем. Через несколько лет, чтобы проанализировать поведение и реакцию целевой аудитории, не нужно будет подключать к респонденту 4 прибора. Человек будет участвовать в исследовании, не осознавая этого. Такое «скрытое тестирование» может вызвать и негатив по отношению к бренду и пристальное внимание законодательных органов.
Наше решение
Успехи нейромаркетингового подхода к изучению потребителей очевидны. Но пока вопрос о моральной стороне вопроса остается открытым. Да и стоимость исследования обойдется вам весьма не дешево. До принятия решения о проведении исследования, рекомендуем задуматься о том, насколько оно необходимо в вашей сети. И в этом мы вам поможем.
Чтобы понять, чем недоволен ваш клиент — мы проведем опрос с достаточной выборкой. А работу персонала на местах проверят тайные покупатели. Таким образом мы выявим основную причину недовольства, и порекомендуем пути её решения. В том числе и нейромаркетинг, если он действительно окажется полезен. Но, согласитесь, не стоит гнаться за модными тенденциями без предварительного анализа.
Чтобы узнать о наших услугах, исследованиях и экспертных заключениях — пишите нам на info@best4service.ru или позвоните 8-800-775-39-61
Понравился выпуск?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Только полезная и актуальная информация. Никакого спама!
Также Вам может быть интересно:


Хотите узнать, как повысить качество работы в Вашей Компании?
Оставьте свои контакты, мы свяжемся с Вами в течение 1 часа
Нажимая кнопку "Отправить", я подтверждаю свою дееспособность, даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Условиями