#59
«Прилипалы» в «Дикси»: работаем над лояльностью покупателей
Сеть универмагов «Дикси» в середине 2016 года поборолась за эмоциональную связь со своими покупателями. За каждые 500 рублей в чеке клиент получал забавную игрушку. Помогла ли такая геймификация укрепить лояльность и стоит ли вам взять подобные акции на вооружение — в нашей статье.
Зачем нужна эмоциональная связь с брендом?
У покупателей продуктовых универмагов с лояльностью не все гладко. Обычно за покупками ходят в ближайший магазин у дома. Или заходят в магазин у метро, возвращаясь с работы. Бренд магазина значения не имеет: важно, чтобы цены товаров были средними, привычными. И очереди не очень длинными.

В «Дикси» решили вовлечь своих покупателей в игру, связать образ магазина и его товаров с забавными игрушками «прилипалами», которые бесплатно раздаются на кассе при совершении покупки на 500 рублей.
Почему «прилипалы»?
Образ «прилипал» разработало для «Дикси» агентство Brand Loyalty. Важно было, чтобы игрушки были яркими, разноцветными, миниатюрными и составляли вместе единую коллекцию. Тогда у покупателей появлялся азарт собрать все «прилипал». И, соответственно, чаще заходить в «Дикси» и больше тратить.

Механика акции проста. Клиент, совершивший покупку на 500 рублей, получает от кассира пластиковую игрушку в непрозрачном пакете. 3-сантиметровые фигурки глазастых и лохматых монстров можно прилепить практически на любую поверхность: стол, ванну, приборную панель в автомобиле. Кстати, фигурку можно было и купить отдельно — за 49 рублей.

Поддержки в виде мультфильма с участием «прилипал» у «Дикси» не было. Вместо этого была мощная рекламная акция внутри каждого универмага. На входе висели огромные плакаты с изображением всех «прилипал», на кассе был значок с условиями акции и призывом собирать коллекцию.
Кроме того, был сделан красивый сайт с описанием всего семейства «прилипал» — можно было понять, как зовут приобретенного монстра и какой у него характер. Имена фигурок тоже сдобрены порцией юмора и вызывают позитивные эмоции покупателей. Сами посудите: Синяк, Вихрюн, Моргун.

Но самую сильную поддержку акция «Дикси» получила в соцсетях. «ВКонтакте» появилось более 300 сообществ, созданных коллекционерами «прилипал»: там обменивались игрушками, делились мнением о каждой фигурке и чуть ли не создавали истории из жизни прилипал.

Благодаря такой активности, группа «Дикси» «Вконтакте» выросла в 14 раз. Сейчас в ней 92 000 человек, до старта акции было около 7000. Маркетологи сети посчитали, что участники группы стали проявлять и небывалую активность. Теперь ставят «лайки» и делятся постами в 5 раз чаще, чем до акции.

Активность в соцсетях — скорее положительный побочный эффект. В «Дикси» на такой ажиотаж не рассчитывали.
Результаты акции
В 2016 году Дикси провела акцию с прилипалами уже во второй раз. Впервые акция в универмаге стартовала в 2015 году. Тогда за полтора месяца покупатели получили 29 млн призов. А доля положительных откликов на акцию в интернете (по данным аналитиков компании) составила 72% от всех упоминаний «Дикси».

В 2016 году акцию запустили во второй раз. «Прилипалы» получили собственный промо-сайт. А еще игру в мобильном приложении, которую скачало более 2000 человек.

Основная задача сети — повысить лояльность — была выполнена. Но акция улучшила и операционные показатели:
- Средний чек вырос в 1,5 раза
До акции средний чек «Дикси» составлял около 340 руб. А так как прилипал давали за 500 рублей в чеке — покупатели охотно добирали товары до 500 рублей и выше.

- Совокупная выручка выросла на 5%

- Трафик в магазинах увеличился в среднем на 6%
Людям нравится получать порцию положительных эмоций прямо на кассе. Это стимулирует заглянуть в магазин, даже когда далеко идти или нет особой потребности покупать продукты.
По данным компании в 5 раз увеличилось количество звонков в call-центр. Люди активно интересовались акцией. А по данным « Яндекс.Wordstat» с начала акции в 2015 году количество запросов «прилипалы» и «прилипалы-2» составило около 200 000.

Еще одним «побочным положительным эффектом» стало сплочение команды. Продавцы, кассиры, работники складов тоже активно включились в игру и собирали коллекции «прилипал» для себя или в подарок своим детям. Так у 60 000 сотрудников наконец-то появился некий символ корпоративной культуры, который сближает персонал всех магазинов сети, и покупатель это тоже чувствует.

Кстати, даже Хуан Жиральт Сильва, коммерческий директор «Дикси», признался в интервью Harvard Business Review, что тоже собрал почти всю коллекцию «прилипал»: не хватает только Бульки.
Откуда такой успех?
С развитием соцсетей подобные акции вышли на новый уровень. Пользователи, если идея им нравится, начинают активно делиться ей с друзьями (а в среднем у пользователя соцсетей не меньше сотни друзей). И тогда акция или участвующие в ней атрибуты начинает сама себя рекламировать.

В первой акции маркетологи «Дикси» считали своей целевой аудиторией детей. Они будут просить родителей купить что-то на 500 рублей, чтобы получить на кассе заветную игрушку. Но и сами родители включились в игру.

Во второй раз, осенью 2016 года, в акции рассчитывали на вовлечение всей семьи: и детей, и родителей. И снова эффект превзошел все ожидания. В Дикси за «прилипалами» заглядывали и молодые пары без детей, и солидные дамы, и даже одинокие мужчины средних лет.

Психологи говорят о том, что люди всех возрастов обожают сюрпризы и коллекции ярких безделушек. Так уж в нас заложено природой. Людям с разными складами характера коллекции игрушек «типа прилипал» дают нужные эмоции. Одним — чувство упорядоченности в жизни и ощущение цели: к примеру, собрать всю коллекцию из 24 «прилипал». Другим — добавляют красок к жизни, позволяют сбежать от реальности.

Если считаете, что это выдумки и взрослым не пристало играть — вспомните тотальное увлечение Kinder Surprise. В 90-е коллекции дельфинов, бегемотиков и львят украшали едва ли не каждую квартиру. Вне зависимости от того, есть ли в доме дети.
Кто ещё «играет» с покупателями?
«Дикси» не одинока в своей акции с «прилипалами». Геймификацию активно используют и другие ритейлеры. Основное правило — использовать популярные образы. В октябре 2016 года «Магнит» организовал акцию вместе с Walt Disney. Акция стартовала вместе с выходом новой части «Звездных войн». За 1000 рублей в чеке покупателю полагалась игрушка с героем фильма в подарок. По итогам акции, выручка компании выросла на 2%.

Burger King вместе World of Tanks уже несколько раз запускал акцию для геймеров. За покупку бургера (около 200 руб) клиент получал премиум-аккаунт в игре, игровые бонусы или новый виртуальный танк с крутым экипажем. А «Лента» в 2016 году запустила акцию со «Смешариками». Покупатели собирали костяшки домино с изображением любимых героев мультфильма.

Именно «прилипалы» популярны не только в РФ. В 2011 году менеджеры голландского агентства Brand Loyalty заметили эти игрушки на одной из выставок и решили, что у них отличный рекламный потенциал.

Первоначальное название игрушек — Stikeez. И впервые с ними познакомились покупатели немецкой сети Lidl. В сети 4500 магазинов, акции проводились в Германии, Испании, Венгрии, Англии. И реакция везде была потрясающей — люди заражались манией коллекционирования «монстров на липучках» и охотно увеличивали средний чек.

Если думаете, что такие акции подходят только для европейского потребителя — ошибаетесь. В коллекционную гонку за «прилипалами» Stikeez охотно включились даже покупатели южноафриканской сети Pack n Pay.

Успеха с «прилипалами» добилась и сеть Silpo на Украине. В акцию «Прилипалы в Silpo» включилось на 75% больше человек, чем во все прошлые акции компании. Средний чек вырос на 7,5%. Количество новых покупателей увеличилось на 9%. А доля рынка компании возросла почти на 10%!

А вот акции без игрушек, со скидками при достижении суммы чека в российском ритейле не приживаются. «Пятерочка» регулярно запускает акцию, где за 550 рублей в чеке дают талончик на скидку 55 рублей на следующую покупку. Талончик из тонкой чековой бумаги легко теряется. К тому же, в магазинах нет сильной визуальной поддержки акции. И покупатель, даже если не потерял талончик, к следующей покупке про него забывает. Потому что не возникает яркого образа в голове.

Основные затраты на акции с игрушками-прилипалами — разработка каналов коммуникации с покупателями: рекламные ролики по TV, промосайты и прочее. На разработку всей акции обычно уходит до полугода. Но сами игрушки на Aliexpress обойдутся всего в 10 рублей за штуку.
5 условий успеха
По мнению экспертов компании Brand Loyalty, чтобы акция с игрушками-прилипалами прошла успешно, нужно соблюсти 5 условий:

1. Провести предварительный анализ ваших покупателей, чтобы понять, что не устраивает их в магазинах. По итогам можно понять, действительно ли вам стоит запускать игры или достаточно по другому структурировать полки и просто научить кассиров вежливости.

2. Подобрать образ игрушки — максимально простой и забавный.

3. Разработать визуальную коммуникацию в магазинах: постеры, упаковка игрушек, форма персонала.

4. Запустить онлайн-поддержку: промо-сайт, анонсы в соцсетях, возможно мобильное приложение с игрой.

5. Обучить персонал правильно рассказывать об акции и относиться к ней максимально позитивно. Такое отношение легко передается покупателю.
Мы поможем вам справиться с первым пунктом — самым важным. Проведем маркетинговые исследования ваших точек, подключим тайных покупателей. По итогам вы сможете принять решение, стоит ли вам геймифицировать свое взаимодействие с покупателем или лучше вложить средства в работу над качеством.
Будем рады ответить на ваши вопросы по телефону 8-800-775-39-61 или по почте info@best4service.ru
Понравился выпуск?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Только полезная и актуальная информация. Никакого спама!
Также Вам может быть интересно:


Хотите узнать, как повысить качество работы в Вашей Компании?
Оставьте свои контакты, мы свяжемся с Вами в течение 1 часа
Нажимая кнопку "Отправить", я подтверждаю свою дееспособность, даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Условиями