#69
От бумеров до «игреков»: как мотивировать сотрудников разных поколений?
Как найти подход к молодому поколению, стремительно ворвавшемуся на кадровый рынок, и при этом не потерять связь со старой гвардией? Мотивировать сотрудников разных поколений нужно, основываясь на их конкретных особенностях, ценностях и предпочтениях, — мы рассказываем, как это сделать.
В 90-е годы прошлого столетия американские ученые разработали теорию поколений, которую сразу взял на вооружение бизнес. Эта теория демонстрирует различия людей более-менее одного возраста, ценности которых формировались в разные исторические периоды. Принимая во внимание эти различия, компании могут выстраивать эффективную систему мотивации для каждого поколения своих сотрудников.

Бэби-бумеры: игра в команде

Поколение бэби-бумеров — это люди, которым сейчас по 50-70 лет. Они родились и выросли в Советском Союзе, их ценности формировались в послевоенное время, когда казалось, что человек может абсолютно все — освоить космос, победить фашизм, использовать энергию природных сил, — если будет упорно трудиться вместе с коллективом. Часто работа — это главное в их жизни, и они продолжают ходить в офис даже на пенсии. Им привычна и понятна четкая иерархическая структура, в которой есть начальник и подчиненные. Они вообще командные игроки, для которых важен коллектив, взаимоотношения между сотрудниками, уважение коллег. У работодателей обычно нет проблем с бэби-бумерами: они соблюдают правила, лояльны к руководству, компетентны и хорошо умеют передавать опыт молодым сослуживцам.
На самом деле бэби-бумеры больше других поколений, работающих сегодня, отличаются самомотивацией. Они привыкли ставить работу на первое место в своей жизни. В силу возраста бэби-бумеры ценят стабильность: им непременно нужна хорошая "белая" заработная плата, социальный пакет и ДМС. Важно, чтобы перед ними стояли конкретные задачи, был четкий функционал. В общем, покажите бэби-бумерам сплоченный коллектив и стабильность в работе, и они уже будут замотивированы.
— ведущий специалист HR-отдела группы компаний "Самсон продукты питания" Оксана Седунова
Кроме стабильной зарплаты, социальных гарантий и хорошего коллектива, бэби-бумеров можно мотивировать статусным вещами: им очень важно чувствовать свою значимость. Объявляйте благодарности за профессиональную работу. Позволяйте возглавлять социальные проекты или представлять компанию на конференциях. Награждайте сувенирами или какими-нибудь корпоративными «пряниками» вроде удобной парковки или комфортного рабочего места с хорошим видом из окна. Еще одна особенность бэби-бумеров — их упорное стремление сохранять молодость, всегда быть в движении. Поэтому они оценят спортивные корпоративы, туристические поездки, абонементы в бассейн.
У одного из наших сотрудников поколения бэби-бумеров были трудности личного характера, дело шло к распаду семьи, — рассказывает Оксана Седунова. — Компания была в курсе происходящего, и мы решили оказать ему психологическую поддержку. На коллективных мероприятиях — собраниях, неформальных встречах — стали отводить ему ведущие роли, попросили принять участие в значимом проекте. Ответственность, уважение, коллектив, — это все действительно взбодрило его. Для бэби-бумеров такие вещи очень важны. В итоге не в последнюю очередь благодаря этой поддержке он без последствий сумел пережить свои временные трудности в личной жизни.
— ведущий специалист HR-отдела группы компаний "Самсон продукты питания" Оксана Седунова

Поколение X: одиночки

Сотрудники поколения Х — основная сила нынешнего кадрового рынка. Они родились в 1960-80-е годы, пережили развал Советского Союза и годы перестройки. В молодости им приходилось выкручиваться и приспосабливаться, чтобы кормить семью в годы формирования рыночной экономики в стране. Как и бэби-бумеров, их отличает высокая работоспособность, но гораздо большая, чем у предыдущего поколения, гибкость и стрессоустойчивость. И в отличие от своих «отцов» они не командные игроки: «иксы» привыкли рассчитывать только на себя. Они готовы постоянно учиться, повышая свою конкурентоспособность, шаг за шагом подниматься по карьерной лестнице, всеми силами добиваться успеха. Именно среди них сейчас больше всего руководителей.
Сотрудники поколения Х уверены: чтобы много зарабатывать, нужно долго и упорно трудиться, и они, действительно, очень трудоспособны. Им комфортнее работать вне команды, "иксы" отличаются индивидуализмом. При этом надежность, финансовая стабильность для них не менее важна, чем для бэби-бумеров: должна быть уверенность в завтрашнем дне. Давайте им проявлять свою индивидуальность, сделайте четким оклад, премируйте по результатам работы, награждайте курсами и тренингами, и они будут хорошо работать на вашу компанию.
— ведущий специалист HR-отдела группы компаний "Самсон продукты питания" Оксана Седунова
Кроме стабильных выплат для сотрудников поколения Х очень важна возможность карьерного роста с увеличением статуса и заработка — они готовы работать на будущее. Назначайте им премии за успешно выполненные проекты, давайте процент с продаж, позволяйте проявить себя в новых более ответственных проектах. «Иксы» равнодушны к бесполезным подаркам, симпатичные корпоративные сувениры их не радуют. Прежде чем поощрять этих сотрудников каким-то бонусом, узнайте, в чем они нуждаются. Практически беспроигрышный вариант — это тренинги, семинары, выездные обучающие мероприятия. Большинство «иксов» озабочены своей рыночной стоимостью и готовы постоянно повышать квалификацию, чтобы не дай бог не оказаться на обочине жизни.
Сотрудников поколения X в нашей компании преимущественное большинство. Поэтому мы создали проект повышения вовлеченности и нематериальной мотивации работников под названием "Программа признания". Мы дарим победителям в номинациях ценные подарки, призы. Премии являются вдохновением для этого поколения, кроме того, программа позволяет повысить ценность сотрудника в глазах коллектива, зарекомендовать себя как профессионала. У нас есть работники, например, руководитель городских продаж или один из менеджеров розницы, которые неоднократно получали призы в рамках "Программа признания". Она является ежемесячной дополнительной мотивацией для эффективной работы.
— ведущий специалист HR-отдела группы компаний "Самсон продукты питания" Оксана Седунова

Поколение Y: работа и свобода

Сотрудники поколения Y сейчас массово выходят на кадровый рынок. Это молодежь, которая росла в стремительно меняющемся мире, где произошел развал страны, случаются войны и теракты, есть интернет и социальные сети. Их характеризует скорость, гибкость, адаптивность, отсутствие незыблемых авторитетов, размытость географических границ. Они открыто заявляют, что кроме работы есть много более важных дел: личная жизнь, творчество, друзья, путешествия. Их отцы, вынужденные выживать в перестройку, им завидуют, а деды — бэби-бумеры — совершенно искренне не понимают. Работодателям — к какому бы они поколению ни принадлежали — с «игреками» сложно: им нужна не стабильность, а свобода, и деньги для большинства из них далеко не решающий фактор.
Они не готовы ждать от компании выгоды пять лет, вознаграждение должно быть немедленным, и потратить его нужно так же быстро. "Игреки" живут сегодняшним днем, завтра ведь может произойти очередной развал или кризис. Задачи этому поколению нужно ставить четко и конкретно. Например, "Макдональдс", принимая во внимание особенности поколения, в объявлениях о работе ставит короткие и понятные обязанности, показывает ясный конечный результат: "Билет на поезд за два дня работы. С нас тусовка, будет с кем смотаться в Питер". Сотрудники этого поколения быстро обучаются, но не готовы работать в режиме строгой иерархии и подчинения, им важно сотрудничество и проявление инициативы, они хотят отстаивать свою точку зрения.
— ведущий специалист по персоналу V.I.G.Trans Диана Ковалева
Мотивируя «игреков», нужно принимать во внимание их желание соблюдать баланс работы и личной жизни. Организуйте им возможность трудиться удаленно или по свободному графику. Не помещайте в коллективы с жесткой иерархией и авторитарным руководством, разрешите приходить на работу в удобной одежде и с любой прической. Не ограничивайте доступ в интернет, запустите корпоративный портал и игровое обучение, позвольте свободно общаться. Поощряйте неформальные отношения в коллективе, сделайте так, чтобы им не хотелось уходить с работы. При этом перед «игреками» нужно ставить интересные задачи, которые дают возможность карьерного роста в ближайшей перспективе — на дальних дистанциях они скучают и сворачивают с курса.
Для молодых сотрудников мы разработали программу обучения, которая помогает им быстро и качественно вливаться в коллектив и приниматься за работу. К примеру, для менеджеров коммерческого отдела открыли "Академию продаж", в которой, принимая во внимание особенности работы и интересы "игреков", мы строим обучение не стандартным образом "лекция — зачет", а добавляем элементы игры, видео- и аудиоуроки. Такой подход к обучению разжигает интерес и мотивирует поколение Y на самостоятельную работу с большей отдачей. Они видят, что компания готова предоставить им комфортные условия, ориентируется на их потребности и интересы. В результате молодежь быстрее вливается в процесс работы и начинает приносить результаты в короткие сроки.
— ведущий специалист по персоналу V.I.G.Trans Диана Ковалева
Разумеется, редко все сотрудники компании принадлежат только к одному поколению. Если, к примеру, в вашем отделе продаж трудятся в основном «иксы», а в торговом зале «игреки», мотивировать эти группы нужно с помощью разных инструментов. Попробуйте масштабировать систему мотивации до уровня подразделения, отдела или даже конкретных специалистов. Проверить, насколько эффективна эта система влияет на работу ваших сотрудников, можно с помощью исследования «Тайный покупатель».
Обратившись к нам сегодня, вы уже завтра можете встать на путь инноваций и привлечь новых Клиентов. Связаться с нами и задать любые вопросы о маркетинговых исследованиях можно по телефону 8-800-775-39-61
или почте info@best4service.ru
Понравился выпуск?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Только полезная и актуальная информация. Никакого спама!
Также Вам может быть интересно:


Хотите узнать, как повысить качество работы в Вашей Компании?
Оставьте свои контакты, мы свяжемся с Вами в течение 1 часа
Нажимая кнопку "Отправить", я подтверждаю свою дееспособность, даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Условиями