Помочь продавцам правильно работать с клиентами сможет организация торгового зала. В супермаркетах Эсмарк рекомендует поставить побольше корзин для покупок, установить кассы самообслуживания, вендинговые автоматы и кнопки вызова продавца. А вот в магазинах одежды стоит больше рассчитывать на деликатность продавцов-консультантов.
Корзины стоит разместить не только у входа в магазин, а по всему торговому залу. Каждый помнит ситуацию, когда зашел за хлебом, не взял корзину и оказался у кассы с ворохом вещей. Если среди этих вещей будут «говорящие» или «интимные» вещи покупатель может смутиться и действительно купить только хлеб. А в корзину, вовремя попавшуюся на глаза, можно спрятать товары и спокойно отправиться к кассе.
Кстати, в японских супермаркетах ввели двухцветные корзины для покупок. 1 цвет — если вам потребуется помощь консультанта, 2 цвет — если вы твердо решили справиться сами.
Эсмарк советует размещать «смущающие» товары в проходах, чтобы не было понятно, где стоит в раздумье покупатель. И в нескольких местах в торговом зале установить кнопки для вызова продавца. Как в ресторане. Очень удобно — клиент обретет желанный контроль над ситуацией. А продавец придет только по вызову и не покажется покупателю назойливым.
Товары, которые часто крадут, лучше разместить не за стеклом, а в вендинговых автоматах. Клиенты отказываются от покупки из-за необходимости ждать продавца с ключом и рассказывать, какой товар необходим.
Кассы самообслуживания — еще одно отличное изобретение для смущенных покупателей. Кэрол Эсмарк предупреждает, что не стоит полностью заменять обычные кассы на автоматы. Ведь многие приходят в магазины и поболтать. Но одна такая касса (для самых щепетильных клиентов) не помещает. При этом стоит особо тщательно следить за тем, чтобы касса работала исправно и не слишком громко объявляла вещи, которые пробивает покупатель.
Для магазинов одежды эти усовершенствования вряд ли подойдут. Но правило конфиденциальности покупателя там тоже работает. Не стоит сразу подходить к едва вошедшему в торговый зал клиенту. «Дайте ему осмотреться,» — советует Эсмарк. Но, если покупатель обратился за помощью — продавцу стоит применить знания техники продаж и ассортимента: посоветовать, подобрать вещь нужного размера, предложить аналоги и другие расцветки.