Первое, о чём нужно подумать, это проблемы вовне. Кризис отрасли, экономические сложности и скачки курсов валют – всё это серьезно влияет на состояние бизнеса. Хотя именно «обстоятельства непреодолимой силы» часто становятся оправданием для неэффективного менеджмента.
Предположения – предположениями, а качественно проведенный ситуационный анализ поможет точно взвесить, какую долю в неприятностях компании имеют внешние экономические факторы.
Эффективными в этом направлении методиками являются анализы PEST и SWOT. Детально мы рассмотрели методику проведения этих исследований в
отдельной статье.
Первый тип анализа – рассматривает комплекс политических, экономических, социальных и технологических факторов, воздействующих на бизнес. В каждой из этих групп может появится причина неприбыльного года в бизнесе. Рассмотрим несколько примеров.
Политическая группа факторов включает в себя воздействие санкций, наложенных на Россию США и Европой. Во избежание запрета на работу за границей ряд российских банков ушли, либо даже не выходили на рынок Крыма. Официально и публично через публикации в СМИ и социальных сетях отказался работать на полуострове «Альфа-банк». Не представлен там крупнейший отечественный игрок «Сбербанк», но финансовый монстр не так явно афиширует этот факт. Из двух потерь – вся Европа или Крым – банкиры расчетливо выбрали меньшее зло, чтобы не оказаться под санкциями.
Типичный экономический фактор, негативно сказавшийся на целом ряде отраслей, —рост курса доллара. В 2014 году серьезно пострадала часть компаний, специализирующихся на импорте товаров. Аграрный рынок до сих пор зависит от ввоза средств сельхозпроизводства. Импортными являются значительная доля семенного материала (по некоторым культурам – до 90%), заметная часть средств защиты растений, трактора и комбайны, линии для посева, высадки рассады, сортировки урожая. Известно, что во время колебания курсов валют компании-поставщики либо обновляли прайс еженедельно, либо публиковали его в долларах. Продажи в этот период резко упали. Сельхозпредприятия частично использовали старые запасы, частично попытались закупить отечественные материалы. К поставщикам импортных товаров обращались в крайних случаях, так как цены выросли в разы. Ситуация стабилизировалась вместе с курсом валют. Однако ущерб от такого экономического «удара» многие, даже крупные бизнесы ощущают до сих пор. С рынка тогда ушли сотни мелких компаний.
Не стоит недооценивать социальные факторы, которые также могут быть очень влиятельными. Нынешнее плачевное состояние рынка печатных СМИ – следствие снижение интереса к чтению газет. Развитие Интернета и мобильных устройств – кстати, фактор технологический – привело к ускорению доступа к новостям. Газеты не успевают за обновлениями информации в сети. Их читать становится неинтересно, потому что там пытаются продать прошлогодний снег. К тому же, газеты нужно покупать, а интернет-порталы с новостями – бесплатны в основной массе. Отсюда – кризис отрасли, который проявляется в снижении подписки, падении продаж, ухода рекламодателей на другие, более перспективные площадки.
Технологические факторы также способны сыграть злую шутку с бизнесом. Вспомните судьбу компании «Нокиа». Сильнейший бренд эпохи кнопочных мобильников сдал позиции в период выхода в лидеры смартфонов. Общеизвестен факт, что прогнозисты финского гиганта просчитались и сочли тенденцию к соединению телефона и компьютера в одном устройстве бесперспективной. Наверстать упущенное компания так и не смогла.
SWOT-анализ с опорой на факторы, выявленные в PEST, позволяет реально оценить их значимость для конкретного бизнеса в конкретной ситуации, обозначить сильные и слабые стороны компании и построить стратегию.