К нам обратился региональный производитель кондитерских изделий, который имеет сеть фирменных магазинов в одном из областных центров России. Большинство торговых точек открыты по франшизе. 450 – принадлежат непосредственно предприятию. Прибыльность собственных магазинов заметно отличается между собой. При общих примерно равных условиях: сопоставимых планах продаж, равноценном месторасположении, одинаковой площади, идентичном ассортименте – около 40 магазинов показали серьезную разницу в чистой прибыли с основной массой торговых точек. По итогам квартала разрыв некоторых отстающих магазинов с лидерами продаж достигал 45%
С вопросом, как найти причину такого существенного разрыва в прибыльности, руководство кондитерской фабрики обратилось в наше агентство. Обсудив проблему с Заказчиком, мы пришли к выводу, что необходимо использовать метод аудита торговых точек: успешных и проблемных. Нужно было понять, в чем причина столь отличных друг от друга показателей. Было решено провести тайный аудит и оценить положение вещей на местах.
Предварительный этап работы заключался в подготовке аудиторов, которые получили подробные инструкции о правилах выкладки товара, проходящих акциях, актуальных прайсах на продукцию, а также о тех позициях ассортимента, которые активно продвигаются отделом маркетинга Заказчика. Наши специалисты разработали оценочные листы, которые необходимо было заполнить аудиторам. В проверке участвовали 40 отстающих магазинов, 40 – средних и 20 успешных, эффективных. В каждую торговую точку было совершено по 5 визитов в разные дни недели, время дня. Гипотеза о том, что проблема низких продаж кроется в несоблюдении простейших правил, подтвердилась. Аудиторы нашли на 54% больше нарушений в торговых точках, которые отстали по продажам. Самые серьёзные из них: