Макроэкономическая ситуация также оказывает существенное влияние на сферу. Снижение платежеспособности населения вследствие кризиса 2014–2015 годов дает о себе знать до сих пор. В 2014 году в России работало 37 тысяч туристических агентств. В 2017-м Ростуризм отчитался о 20 тысячах компаний на рынке. Остальные – не выдержали сложной ситуации с самыми популярными пляжными направлениями и общего падения спроса.
При этом эксперты в один голос твердят, что отрасль восстанавливается, а сокращение количества компаний, разорение туроператоров – это естественный процесс. Рынок глобализируется, слабые игроки уходят, сильные – ищут новые ниши и ресурсы для выживания в любой ситуации. Кто-то находит новые интересные направления на замену набившей оскомину Турции, тот же Катар или ОАЭ, кто-то осваивает внутренний российский рынок. Российские туристические направления переживают своеобразный Ренессанс.
В 2017 году курорты Краснодарского края посетили рекордные 15 миллионов человек, а Крым – 5,5 миллионов. Год чемпионата мира мы не берем, так он не является среднестатистическим, показатели выше обычных. В 2018 году также был запущен мост через Керченский пролив, что также на 10–15% увеличило поток туристов на полуостров. По итогам 2017-го третье место держит Питер – 4 миллиона человек (и русских, и иностранцев), а четвертое – города Золотого кольца с теми же 4 миллионами туристов на все основные точки маршрута в сумме. Постепенно растет посещаемость Карелии, Пскова и Великого Новгорода, Байкала, Алтая и Дальнего Востока. Но сибирские направления остаются чрезмерно дорогими и недоступными с точки зрения неразвитости транспортной инфраструктуры, особенно для жителей европейской части России.
Так или иначе, на рынке туризма есть аутсайдеры, и лидеры, которым удается держаться на плаву в кризисные периоды. Секреты устойчивости – в глубоком понимании рынка, точном прогнозировании, расширении сервисных компонентов и разработке нестандартных направлений для путешествий.